Полезная информация

В данном разделе вы можете ознакомиться с основными понятиями авиации. Подробней эти сведения изложены на российском дельтапланерном сайте www.deltaplanerizm.ru в разделе "Хочу летать"

  • Аэродинамика

  • Подъемная сила крыла

  • СЛА

  • Дельтаплан

  • Мотодельтаплан

Аэродинамика

Наука изучающая законы движения газов лишь значением своих физических констант, законы движения воздуха и других газов, либо наука изучающая воздействие газов на обтекаемые в потоке тела.
Данные аэродинамики широко используются при проектировании летательных аппаратов.

Подъемная сила крыла

Возникновение данной силы происходит из-за разности давления воздуха на нижней и верхней поверхности крыла.

СЛА

Аббревиатура "СЛА" имеет два разных значения:

  1. "СверхЛёгкая Авиация";

  2. "Сверхлёгкий Летательный Аппарат".

Эта аббревиатура встречается в обоих значениях как в разговорной речи, так и в официальной речи, документах и терминологии. Подходящее значение, как правило, легко определяется по контексту.

Cверхлегкие летательные аппараты - летательные аппараты, имеющие максимальную взлетную массу не более 495 кг (без учета веса авиационных средств спасения). Сверхлегкие летательные аппараты подразделяются на безмоторные (дельтапланы, парапланы) и моторные (микросамолеты, дельталеты, мотодельтапланы, аэрошюты, паралеты, мотопарапланы, автожиры, сверхлегкие вертолеты, гидро-СЛА, амфибии-СЛА).

Просим обратить внимание на то, что парашюты (кроме спасательных, используемых в СЛА), воздушные шары и аэростаты, а также модели летательных аппаратов к сверхлегкой авиации не относятся.

Существует также понятие "СВС" - сверхлёгкое воздушное судно, но оно употребляется крайне редко, в основном - в официальных авиационных документах. Означает оно то же, что и "сверхлёгкий летательный аппарат".

Понятие "сверхлёгкая авиация" появилось не так давно - в конце 80-х - начале 90-х годов - с целью объединения в единую классификационную группу появившихся тогда новых летательных аппаратов и соответствующих им видов спорта: мотодельтапланов (дельталётов) - дельталётный спорт [к настоящему времени он называется СЛА-мото и включает в себя не только дельталёты и микросамолёты, но и другие моторные СЛА], парапланов - парапланерный спорт (парапланеризм).

Любопытный факт: понятие "СЛА" - чисто советский "продукт". В Америке и Европе, - откуда в основном и пришли к нам дельтапланы, парапланы, мотодельтапланы (дельталёты), мотопарапланы ("парамоторы", паралёты, аэрошюты), автожиры и другие подобные летательные аппараты, которые у нас сегодня классифицируются единым понятием "СЛА", - нет такого обобщающего названия для этих аппаратов, за редкими исключениями: ULM и microlight (оба обозначают моторные СЛА).

Много интересного из истории развития сверхлёгкой авиации Вы найдёте на сайте ОФ СЛА России, в частности в рубриках "О Федерации" и "История зарождения и развития сверхлегкой авиации в СССР и России", а также на форуме "История дельтапланеризма".

--------------------------------------------------------------------------------

Основные классы сверхлегких летательных аппаратов (по официальной классификации, принятой ОФ СЛА России)

Дельтапланы и парапланы, дельталеты и микросамолеты, мотопарапланы и паралеты, - этот перечень может быть продолжен. И все это летательные аппараты самой молодой из "небесных" отраслей - сверхлегкой авиации. Если преставление о том, что такое дельтаплан уже есть у многих, то со всеми остальными названными понятиями пока не все ясно даже людям, близким к авиации. Дело в том, что очень уж быстро развивается сверхлегкая авиация. Растет, в том числе, количество новых классов и типов сверхлегких летательных аппаратов.
Итак, основные сведения по классификации СЛА.

Безмоторные СЛА:

  • Дельтаплан

  • Параплан

  • Планёр

  • Моторные СЛА:

    • Микросамолет

    • Дельталет

    • Мотодельтаплан

    • Мотопараплан

    • Паралет (аэрошют)

    • Автожир

    • Сверхлегкий вертолет

    Дельтаплан относится к классу безмоторных сверхлегких летательных аппаратов тяжелее воздуха. Дельтаплан - это планер, конструкция которого обеспечивает его эксплуатацию на взлете, посадке и при переносе только за счет собственной мышечной энергии пилота с опорой на ноги. Свое название дельтаплан получил от греческой буквы "Дельта", форму которой имели дельтапланы первых поколений. Во время полета пилот находится в подвесной системе, что обеспечивает ему свободу телодвижений для балансирного управления.

    Дельтапланы классифицируются:

    • по способу управления - на аппараты с балансирным или аэродинамическим управлением;

    • по конструкции крыла - с гибким или жестким крылом;

    • по количеству членов экипажа - одноместные или многоместные.

    По степени распространенности первое место занимают одноместные дельтапланы с балансирным управлением и с гибким крылом. Другие модификации встречаются достаточно редко. Хотя в последнее время завоёвывают популярность так называемые "жесткокрылы" - дельтапланы с жестким крылом и со смешанным (аэродинамическим и балансирным) или полностью аэродинамическим управлением.

    Мотодельтаплан - дельтаплан с мотором, конструкция которого обеспечивает его эксплуатацию на взлете, посадке и при переносе только за счет собственной мышечной энергии пилота с опорой на ноги. Дельталёт - моторный сверхлегкий летательный аппарат тяжелее воздуха с балансирным управлением. Отличается от мотодельтаплана тем, что пилот и винтоморная группа располагаются на колёсной тележке, шарнирно подвешенной к крылу (дельтаплану). Дельталёт наиболее распространенный подкласс моторных СЛА. Возник на базе дельтаплана и мотодельтаплана , унаследовал от своих предшественников многие элементы конструкции и технологии изготовления. Является, наряду с ними, наиболее простым и доступным летательным аппаратом. Конструктивно состоит из двух модулей: пилотажного и функционального. Первый практически представляет собой дельтаплан усиленной конструкции со всеми составляющими его элементами (в разговорной речи именуется "крылом"); второй во многом повторяет фюзеляж микросамолета и включает: силовую раму, шасси, сидение пилотов и т.д. (в разговорной речи - "тележка"), на нем же монтируется силовая установка (двигатель с воздушным винтом, бак для топлива и т.д.). Дельталёт по сути является гибридом дельтаплана и самолета и оптимально сочетает многие их достоинства, например, уступая микросамолету в скорости и точности выдерживания параметров полета, он имеет неоспоримые преимущества по взлетно-посадочным характеристикам, мобильности при транспортировке, неприхотливости в эксплуатации.

    Спортивное применение регламентируется аналогично микросамолетам.

    Примечание: часто, особенно в разговорной речи, дельталеты именуются мотодельтапланами. Исторически именно термин "мотодельтаплан" появился в отношении первых дельталётов. Но по принятой официальной классификации ОФ СЛА России корректным наименованием этого класса СЛА всё же является "дельталет".